Загрузка

ЖУРНАЛ

Статьи Современная карикатура: расцвет или кризис жанра 28.03.2016 Источник фото

Художников-карикатуристов в современной России мало. И причина этого, разумеется, не в том, что «таланты измельчали», а перо карикатуристов стало менее острым и злободневным. Напротив, нынешняя карикатура, в сравнении с советской, стала более открытой и даже агрессивной. А это, безусловно, пугает редакторов, которые когда-то были их главными заказчиками. Значит ли это, что карикатура вымирает?

Виктор Богорад, карикатурист

В 90-е годы рынок карикатур в России переживал настоящий бум, рисунки печатали чуть ли не на первых полосах самых авторитетных газет. Потому что Ельцин, если и обижался, то никак не реагировал. Сейчас принято говорить, что в России цензуры нет. Зато есть явление еще более страшное – самоцензура. Редакторы просто боятся ставить карикатуры, потому что знают, чем это чревато. Итог: карикатура в печатных изданиях вымирает. Лично я могу назвать только двоих коллег, работающих в прессе. Это Алексей Меринов в «МК» и Петр Саруханов в «НГ». И если уж откровенно, то эти художники продолжают работать в печати во многом благодаря своему таланту и призванию, а не из-за потребности газет в карикатурах. Для примера – я и сам много лет работал в The Moscow Times, каждый день рисовал карикатуры. А потом газету перекупили наши, русские. И карикатуры стали больше не нужны.

Впрочем, если карикатура в печати вымирает, то в Интернете, напротив, активно развивается. У карикатуристов есть страницы в соцсетях, где они выкладывают свои работы, рисуют и для различных интернет-СМИ. Только надо уточнить, что речь идет не о развитии карикатуры, якобы она, идя в ногу с современными технологиями, сменила площадку, перешла в Сеть. Скорее, это вынужденная мера, необходимость.

Главной темой современной карикатуры, что весьма очевидно, является политика. Но это касается именно пропагандистской карикатуры. И это очень важно. Такая карикатура интересна властям, потому они и спонсируют ее. И тут уже о мастерстве художников говорить, увы, не приходится. В данном контексте, как вы и сами понимаете, важна другая составляющая. Хотя отмечу, и пропагандистскую карикатуру можно рассматривать по-разному. Например, карикатура Шарли Эбдо, посвященная крушению российского лайнера – это не высмеивание погибших, это не про падение самолета. Действительная тема этой карикатуры – наше вмешательство в сирийский конфликт. И вообще, на Западе огромное количество сатирических журналов, а Шарли Эбдо, будучи маргинальным изданием, вдруг прогремел на весь мир. Но кто знал бы о журнале, если бы он не печатал карикатуры о трагедиях? Правильно, никто. Вот и получается, что подобные рисунки в данном случае оказались пропагандистским поводом для МИДа.

Какое будущее у российской карикатуры? Оно напрямую зависит от ситуации в стране. Будет возможность публиковать карикатуры, значит, рынок будет развиваться. Нет – полностью уйдет в Интернет. Радости мало, но такова правда жизни.

Сергей Репьёв, карикатурист

Больной скорее мертв, чем жив. На самом деле карикатуристы есть – спроса на карикатуру нет. Во времена СССР практически любая газета печатала как карикатуры политической направленности, так и юмористические рисунки на бытовые темы. Был, например, журнал сатиры и юмора «Крокодил» и подобные журналы во всех союзных республиках: «Перец», «Чаян», «Шлуота» и еще не менее десятка наименований. В каждом номере такого журнала печаталось по 10–20 карикатур самых разных художников. С развалом СССР «Крокодил», лишившись финансирования, смог просуществовать до 2000 г., а затем был продан какому-то банку, окончательно похоронившему журнал. Из ныне существующих могу назвать лишь татарский «Чаян», но и тот в силах платить авторам лишь символические гонорары. Газеты сегодня и вовсе открещиваются от карикатуры. С чем это связано, лучше спросить у редакторов и владельцев этих изданий.

Есть газеты «Коммерсантъ», в которых печатаются карикатуры питерского карикатуриста Виктора Богорада, есть радиостанция «Радио Свобода», на сайте которой публикуются карикатуры московского карикатуриста Сергея Ёлкина, есть газета «МК», где печатается москвич Алексей Меринов. Вот и все. К тому же, если вы заметили, все перечисленные медиа исповедуют либеральную идею и поддерживают исключительно «своих» карикатуристов. Год назад, правда, стала выходить газета «Шарж и перо», поддерживающая курс президента Путина. Я и несколько моих коллег предложили им свои рисунки, и некоторые из них были напечатаны. В среде либеральных карикатуристов поднялся жуткий вой, нас обвинили в том, что мы продались власти. Хотя сами, уверен, никогда не отказывались от жирных гонораров, которые им платят их издания.

Фактически, потеряв какие-либо площадки для публикации своих работ, карикатуристы ушли в Интернет. Да и куда им было еще деваться? Какая-никакая, но все-таки площадка. Практически все российские карикатуристы завели аккаунты в Фейсбук и ВКонтакте и там публикуют свои новые работы. Есть группы, в которых карикатуристы размещают рисунки, посвященные какой-то отдельной тематике.

Карикатура и сейчас, как в советское время, может быть «завуалированной», дающей зрителю повод задуматься. В разной пропорции можно встретить и политические карикатуры, и социальные. Сейчас ни для кого не секрет, что и политика, и «социалка» тесно друг с другом связаны. Падают цены на нефть, оттого что кому-то на Западе не нравится нынешний российский курс – падает рубль, растут цены – граждане нищают. Такая вот взаимосвязь.

Что касается прямой и агрессивной карикатуры, скажу лишь, что она существовала всегда. Все знают про Окна РОСТа и Окна ТАСС. Это стиль плаката, стиль призыва, стиль агитации. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо!» – это написано про такую прямую и агрессивную карикатуру. В дни сражений только такая карикатура и работает. И она будет востребована всегда и умрет лишь тогда, когда на всей Земле наступит долгожданный вечный мир. И тогда я с радостью буду рисовать лишь бытовой юмор.

Владимир Кремлёв, карикатурист

Рынок карикатуры в России как отдельная отрасль нарисованной экономики не наблюдается. Разве что как совсем мелкий сегмент медийного бизнеса. На это есть ряд причин. Первая и главная – те титаны жанра, придававшие печатным СМИ, в которых они штатно работали, неповторимый стиль и лицо газеты, журнала как таковые, отошли от дел в силу возраста или, ненавязчиво поскрипывая перышком по бумаге, завершают свой славный творческий путь. Старых именитых мастеров классической графики (перо, тушь) осталось немного – их можно пересчитать по пальцам.

Вторая причина – поколение более молодых художников ищет себя уже в сетевых изданиях, да и работают они преимущественно в графических редакторах, что вполне в духе времени и легче вписывается в новый формат подачи информации. Учитывая, что половину жизни художник работает на имя, а другую половину имя работает на него, ремесло картуниста привлекает немногих: здесь нет быстрых денег, и, как правило, гонорары малоизвестного художника совсем небольшие.

Но зато появилась возможность быстро и дистанционно показать заказчику портфолио, размещенное в сетевых ресурсах, и даже если вас почти не знают как автора, но у вас свой неповторимый стиль и высочайшее качество юмора, то тем, кто захочет с вами сотрудничать, все равно, Петров вы или Сидоров – им важен результат. Сложность в том, что прекрасных иллюстраторов в России очень много, но не каждый может работать в жанре, где надо обладать критическим мышлением, видеть противоречия и уметь придумать смешной, острый или злободневный сюжет рисунка.

Рисование в жанре карикатуры вторично, главное – яркая идея, поэтому в сети так популярны криво и примитивно нарисованные персонажи, обладающие бешеной энергетикой и мощным зарядом эмоций. Именно они становятся так называемыми мемами.

Несмотря на перечисленные сложности карикатура остается востребованной, но сейчас больше в электронных СМИ. Печатные издания переживают кризис во всем мире, многие просто перестают существовать на бумаге и уходят в Сеть. Сатирический рисунок всегда нужен там, где есть борьба политических или экономических интересов, ведь хороший рисунок лучше и убедительнее тысячи слов, а поделиться нарисованной мыслью – значит умножить ее силу.

То, где такая сила востребована, наглядно опишет часть моего творческого пути: в «дочуровский» период я работал художником в Центризбиркоме, в журнале «О выборах»; потом года три сотрудничал с РИА «Новости» – иллюстрировал ленту новостей в режиме онлайн; потом шесть лет работал в английской редакции интернет-вещания телекомпании «Russia Today», после этого года два рисовал политические комиксы на сайте РИА URA.RU. Кроме того, года три шутил на сугубо экономические темы в пабликах социальных сетей от имени компании «Газпромбанк УА».

Сейчас я активно работаю в социальных сетях – создаю юмористический и сатирический рисованный контент, есть авторская постоянная рубрика карикатуры в одном финском журнале, а также в некоторых российских газетах и журналах.

В общем, сейчас в творческом плане и, что немаловажно, в материальном, все у меня хорошо, но это результат пути длиной в тридцать лет (первый рисунок был опубликован в 1985 году, первая выставка состоялась в 1996 году, в Будапеште), и половина его была трудной, с попытками заняться чем-нибудь другим. Но расстаться с любимым делом я так и не смог, и теперь ничуть об этом не жалею. По-прежнему шучу за деньги и просто так.

Александр Ковтун, карикатурист (Украина)

Имхо, рынок карикатуры в Украине скорее жив, чем мертв. Хотя до бума 90-х годов ему сейчас ох как далеко. Тогда как грибы после дождя появлялись новые издания, была проста система оплаты за напечатанные карикатуры, еще не начались кризисные явления, которые постепенно лишили денег как население, так и издательства. Более-менее оживленные рыночные ряды сейчас в Киеве и областных городах. Периферия сегодня обнищала. Городские и районные газеты выживают за счет рекламы, и каждый сантиметр печатной площади на счету. Оживление наступает в период выборов, но опять же на печатных площадях не до карикатур. Учредителями печатных изданий райцентров, как правило, являются местные советы, и редакторы, не желая портить отношения, избегают обсуждать острые темы с привлечением карикатуристов. Правда в связи с майданом и последовавшими за ним боевыми действиями возник спрос на «патриотическую» карикатуру, но среди карикатуристов, как, впрочем, и всего населения мнения на эту тему расходятся.

С точки зрения провинциального карикатуриста мне трудно судить, кто чаще заказывает карикатуру: печатные СМИ или интернет-издания, полагаю, что все-таки печатные и с наибольшей вероятностью – столичные. Из Интернета и общения с коллегами по цеху могу заключить, что в нынешней политизированной, реформируемой и военизируемой Украине наиболее востребована политическая карикатура. Поднимать социальную тему считается как бы непатриотично в сложившейся ситуации. Хотя за 2015 год была одна заявка на иллюстрацию казуса: градообразующими предприятиями оказались школы и больницы. В Артемовске Донецкой обл., где я живу, выходит горрайонная газета «Вперед», с которой я в качестве внештатного художника-карикатуриста сотрудничал в течение 20 лет. В условиях сложившейся в стране экономической ситуации, когда пенсионерам, получающим какой-либо дополнительный доход, пенсию уменьшают до 85 %, пришлось это сотрудничество прервать. Иногда оказываю помощь, но уже в качестве «спонсора». В сложившемся творческом вакууме ищу выход, участвуя в конкурсах карикатуристов, в частности, организуемых Ассоциацией карикатуристов Украины.

ЗАПОЛНИТЬ БРИФ

Для более четкого определения целей, необходимо заполнить бриф (анкету) как можно подробнее. Это поможет увидеть максимально точную картину проекта, оперативно определить цены и сроки реализации.

Если по каким-либо позициям анкеты возникнут вопросы, пожалуйста, обратитесь к нам за разъяснениями. Мы гарантируем полную конфиденциальность представленной информации о вас и о вашей деятельности.