ЖУРНАЛ
Музыкальный мир с нетерпением ожидает нового альбома Фрэнка Оушена Boys Dont Cry, который в любой момент может появиться на Apple Music. Как получилось, что сегодня очень редко становятся известны даты важных цифровых релизов, хотя в прошлом мы всегда точно знали, когда выйдет пластинка или СD?
В недавнем прошлом выпуску новой пластинки или CD предшествовал тщательный промоушн в течение нескольких месяцев, что требовало строгого соблюдения сроков, контактов с производителем физических носителей, с розничными распространителями и участия самих музыкантов. В современной музыкальной индустрии процесс выпуска новых альбом предельно упростился, но одновременно стал страдать непунктуальностью и непредсказуемостью, пишет The New York Times.
Сегодня у музыкантов есть масса вариантов цифрового распространения записей. Малоизвестные исполнители могут воспользоваться сервисами вроде Bandcamp, где они вправе устанавливать гибкий ценник на прямые загрузки, а раскрутка осуществляется уже по факту выпуска записи, обычно, через социальные сети. Известные музыканты могут заключать прибыльные эксклюзивные договора со стриминговыми сервисами типа Apple Music или Tidal, и также сократить время от фактического завершения работы над альбомом до начала его продаж. Диски нужно изготовить, а буклеты напечатать — это отнимает время. Для загрузки файлов на сервер требуются считаные секунды.
В одном только 2016 году по подобной схеме выпустили свои альбомы такие звёзды современной поп-музыки, как Бейонсе, Рианна и Канье Уэст. В то время как бестселлер 2015 года — альбом «25» британской певицы Адель был выпущен самым что ни на есть традиционным способом.
В чём же преимущества первоначального выпуска музыкальных альбомов в цифровом виде (или только в цифровом виде)
Прежде всего, в этом случае сам исполнитель контролирует весь процесс. Можно было долго рассуждать о том, что на самом деле происходит между Оушеном, его лейблом и Apple Music, пока он не запустил видеострим, на котором в реальном времени демонстрировалось, как он добросовестно трудится над записью на фоне логотипа стримингового сервиса. После постоянных срывов дедлайнов доведение своих треков до совершенства в последнюю минуту— это уже не проблема, если всё равно у Apple сохранится цифровой эксклюзив в течение двух недель после релиза. Если не нужно печатать тираж CD, сроки становятся более гибкими.
Когда в феврале Канье Уэст торжественно представил свой новый альбом в Мэдисон-сквер-гарден, многие ожидали релиза на следующий же день, в пятницу — типичный день недели для выпуска в продажу музыкальных записей. Однако Уэст продолжал работу над альбомом до воскресенья и даже упомянул в одном из треков то самое мероприятие в Мэдисон-сквер-гарден.
Такие срывы графика были невозможны при традиционной системе, когда музыканты передавали своему лейблу и дистрибьютору уже законченный альбом за несколько недель или даже месяцев перед официальным релизом. Кроме того, длительные маркетинговые кампании грозили дополнительными финансовыми рисками. С цифровыми релизами всё иначе.
Могут ли цифровые релизы предотвратить утечки?
Как известно, самые скандальные утечки в онлайн на вершине пиратского бума в середине «нулевых» вели к одному-единственному заводу по печати CD в Северной Каролине. Это касается альбомов Уэста и 50 Cent 2007 года, записей Jay Z, Мэрайи Кэри и многих других звёзд, в нелегальном распространении которых признался один из рабочих этого завода.
Относительная простота цифрового релиза позволяет исполнителям более оперативно реагировать на утечки: когда в прошлом году в Сети появились «утёкшие» альбомы Бьорк и Мадонны, музыканты смогли быстро предоставить немного изменённые официальные версии цифровым ритейлерам, тем самым минимизировав убытки от пиратов.
Нужны ли теперь сами лейблы?
Музыкантам с широкой популярностью в массах и с опытом общения в соцсетях — уже нет. Например, в мае независимый рэпер Chance the Rapper выпустил свою запись напрямую через Apple Music без особых объявлений, просто упомянув о нём в своём «Твиттере». До сих пор не существует в природе официальных физических копий альбома Канье Уэста The Life of Pablo — запись распространяется только в виде файлов.
Как же быть с Адель?
Несмотря на то, что Адель всего 28 лет, она работает в жанре поп-соул, который любят слушатели более старшего возраста: типичный её фанат — женщина от 25 до 44 лет с высшим образованием, которым нравится мультсериал Family Guy и которые делают покупки в Target и Victoria’s Secret. Такие люди предпочитают CD, в то время как более молодые поклонники хип-хопа и R&B давно живут в мире цифровых файлов и стриминговых сервисов.