ЖУРНАЛ
Пиар и экспансия популярной психологии в народные массы в последнее время без преувеличения превратились в угрозу национальной безопасности.
Психология сейчас переживает взрыв вульгаризации и опошления, так как за неё взялись мошенники и дилетанты. Людям трудно отличить профессионала от проходимца с подвешенным языком, который на волне моды на «коучинг», «тренинги личностного роста» и разные внедрённые в сознание людей термины типа «ролевые игры», «комплексы», «позитивное сознание», «выход на причину» и навязывание оккультных медиативных практик (без опыта их применения) легко входит в доверие и манипулирует аудиторией.
Множество каналов коммуникаций типа Ютуба, Дзена и прочих соцсетей помогает им быстро нарастить известность как блогерам, потом собирать аудитории и даже писать книги и брошюры. Тем более, что и писать-то тут ничего не надо: технологии позволяют просто наговорить текст на диктофон, а потом программа его распечатает и отредактирует. Книги сейчас можно печь как пирожки.
Так пиар создаёт луч внимания, за которым всегда следует денежный поток, превращая лжепсихологов в пастырей, проповедников и богатых учителей жизни. Несмотря на то, что вся их мудрость сводится к выводам уровня «лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным». В психологии, как и в футболе, сейчас «разбираются» все.
Психоз моды на психологов уже угрожает жизни общества: людям после их встреч с такими гуру-мотиваторами становится лишь хуже, проблемы усугубляются, и люди теряют здоровье уже непоправимо. Жизненные проблемы не рассасываются, а усиливаются. Однако привлечь к ответственности таких блогеров от психологии нельзя: они типа делятся своим личным опытом и своими взглядами. Они не лезут в психиатрию, не берутся лечить, а просто проводят что-то вроде клубных посиделок за чаем с единомышленниками, беседуя о вечном и насущном.
Советы о том, как строить межличностные отношения – это тренд на уровне эпидемии. Спрос на такую психологическую попсу будет всегда, так как большинству людей лень всерьёз заниматься какой-либо проблемой, и они с удовольствием последуют туда, где их развлекают и поучают одновременно. Потому что на самом деле они хотят не решить свою конкретную проблему, а организовать досуг, убежать от скуки и одиночества, выговориться, пожаловаться на жизни и пойти дальше, ничего не меняя ни в себе, ни в жизни.
При этом у них возникает психологическая зависимость от такого времяпрепровождения. Они получают определённый комфорт и приобретают психологию сектантов. Любые попытки вытащить их из такой секты и вернуть к реалиям жизни они воспринимают агрессивно.
Психолог перестал быть экзотикой и профессионалом, как 20-30 лет назад. Диплом психолога получить легче лёгкого, спрос рождает предложение. От платных частных вузов до платных курсов (а часто и вовсе без них, просто на харизме блогера) можно заняться психологической практикой, и довольно хорошо в этом преуспеть (с точки зрения денег). Теперь быть психологом стало хобби. Достаточно просто завести блог и начать всех учить жить. Любое взаимное требование супругов друг к другу они сразу называют абъюзом. Но бывает ли брак при полной свободе, без конфликтов?
Ни люди, ни самозванные «психологи» не понимают, что делать в отношениях, чтобы не было проблем. Здесь всё очень сложно. И сами такие «психологи» стали проблемой. В России их уже сотни тысяч. Чтобы стать хорошим психологом, как и хорошим врачом, нужно иметь особый склад ума и много учиться. Это не для всех. Но не попасть под глобальную пиар-истерию прикладной психологии возможно. Психологическая гигиена – это просто: немного критичности мышления и трезвомыслия – и вера в волшебные таблетки от всяческих гуру исчезнет. Это спасёт многие судьбы.