Загрузка

ЖУРНАЛ

Статьи Короткометражки в соцсетях: как повлиял на их популярность клип про лабутены? 17.03.2016 Источник фото

Каждый день в социальных сетях появляются тысячи новых видеороликов, и все чаще среди умилительных котиков, веселых малышей и записей с видеорегистраторов встречаются ролики с хорошей режиссурой и художественной задумкой. Этакое короткометражное кино, снятое в расчете на аудиторию соцсетей. Более того, многие эксперты утверждают, что нашумевший клип про лабутены – начало новой вехи в развитии короткометражного видео. Действительно ли это так? И главное, с чем связан возросший интерес пользователей Интернета к «смысловому» видео?

Вадим Горжанкин, основатель PR-агентства «Красное Слово» (входит в Коммуникационную группу «Красное Слово»)

С каждым днем все меньше людей, готовых выделить время для прочтения 500-страничного романа или просмотра 2-3-часового фильма в спокойной обстановке. Современный человек предпочитает развлекать себя или познавать что-либо «на бегу» – с помощью мобильного Интернета и соцсетей. Эта тенденция только набирает обороты. Именно поэтому короткометражное кино становится все более востребованным – ведь ту или иную короткометражку можно посмотреть хоть на работе, хоть в транспорте, хоть в кафе. Можно сразу же поделиться ею с друзьями по социальной сети и там же обсудить ее.

Если говорить о популярном клипе группы «Ленинград», то ее лидер Шнур (Сергей Шнуров), как никто другой, уловил этот тренд. Кстати, на момент выхода клипа «На лабутенах» у группы уже был ряд других клипов, которые больше похоже на музыкальные короткометражные фильмы. Что косвенно говорит о неслучайном внимании «Ленинграда» к данному жанру. Говоря о росте интереса общества к короткометражкам, стоит упомянуть развитие кино, снятого камерой мобильного телефона. Такой фильм в большинстве случаев не требует серьезного бюджета и фактически под силу каждому, кто желает почувствовать себя кинорежиссером. Сегодня уже проводятся фестивали кино, снятого на мобильный телефон. По всей видимости, через 5–10 лет мы станем свидетелями появления первых состоявшихся мастеров короткометражного мобильного жанра.

Александр Кузнецов, продюсер продакшн/постпродакшн студии 2apictures.ru

Сначала легкая и компактная съемочная техника с легкой подачи Урусевского и его «Летят журавли» вдохновила Новую волну – целое направление кинематографа 50–60-х. Затем современная технология монтажа резко удешевила процесс постпроизводства. Совсем недавно пришла очередная революция в съемочной технике, а теперь и в средствах вещания. А средства вещания и воспитывают эту новую аудиторию, готовую воспринимать новые форматы.

 Заказчики уже в основном наигрались в кино. Любая более-менее крупная компания имела опыт производства корпоративного фильма, а многие – и вирусных роликов.

Задача вирусного ролика: за минимальный бюджет размещения получить максимальный охват аудитории. Сравнить это можно со ставкой на ноль на рулетке: есть шанс выиграть много, а есть 36 шансов потерять эти деньги. Маркетинговые отделы компаний достаточно трезво оценивают эти возможности. Но успех всегда на виду, потому будет продолжать кружить головы. Сейчас, скорее, повышается спрос на качественную коммуникацию. Бренду нужно постоянно делиться с аудиторией, а аудитория потребляет все больше видео, особенно в сегменте «мобайл».

При том что новые способы вещания рождают новые формы кинематографа, пропасть между кассовыми и инди-фильмами растет. Современный зритель уже привык получать изображение невероятного качества, которое по-прежнему требует труда тысяч специалистов на одну картину. Тем сложнее и сильнее конкуренция среди режиссеров, работающих в формате 2-3-минутного видео в социальных сетях. Приходится удивлять невероятной идеей, захватывающей историей или социально острой тематикой. Когда каждый день выходят тысячи произведений, сам по себе фильм уже не событие.

Клип «Ленинграда» трудно рассматривать как самостоятельное произведение. Его успех во многом обусловлен невероятной популярностью как исполнителя, так и самого трека. Технологически он почти безупречен, а это хороший бюджет, а значит и отличное планирование целесообразности таких инвестиций.

Сергей Тихановский, продюсер «Компас продакшн»

Не могу сказать, что в последнее время увеличился интерес заказчиков к видео с серьезной драматургией. По крайней мере, среди наших клиентов такой тенденции нет. Все как хотели видеть результат сразу после ролика (читайте – рекламы), так и хотят. При этом форма и формат видео особого значения не имеют, в основном это рекламные ролики до 30 секунд.

Разумеется, у роликов с идеей, эмоциями, хорошей режиссурой есть своя аудитория. Но, на мой взгляд, ничего особенного в этом нет. Интерес к так называемым короткометражкам связан лишь с тем, что их интересно смотреть и обсуждать. Это как настоящее, но короткое кино. К телевизионной рекламе такой формат, конечно же, не применим, а вот для Интернета – самое то!

Если говорить о «Лабутенах». По опыту нашей студии могу сказать, что клип «Ленинграда» никак не повлиял на интерес заказчиков к развитию продолжительной качественной видеорекламы с драматургией.

Николай Новиков, генеральный продюсер студии «Perspective production» 

Не согласен с тем, что сейчас сформировалась какая-то особая тенденция: потребности наших заказчиков всегда были разные. Иными словами, всегда был и остается интерес как к простым, односложным роликам, так и к видео с серьезной драматургией и особой режиссерской работой. А если говорить о «Лабутенах», то никакого феномена я не вижу. Да, клип действительно напоминает настоящее короткометражное кино, в нем есть все: и идея, и отличная режиссерская работа, и простые, доступные, запоминающиеся стихи. Сергей Шнуров, безусловно, прекрасно знает, какой продукт может «выстрелить», а какой нет.

Также отмечу, что короткометражные истории-ролики (в том числе рекламные и корпоративные) в Европе с легкостью набирают 20–30 млн просмотров. Впрочем, очень многое зависит от актуальности темы, а также от ее эмоциональной составляющей. Например, какая-то история любви с хорошей режиссурой всегда найдет свою аудиторию.

 Андрей Муратов, режиссер, арт-директор продакшн/постпродакшн студии 2apictures.ru

Вначале мы должны определиться с дефинициями. Что такое аудитория? Очевидна ее сегментированность. Свободная от рабочего времени, но загруженная учебой молодежь? Активно зарабатывающие бизнесмены, которым некогда изменить статус странички соцсети и до сих пор пользующихся «блэкбери»? И те и другие жестко и самостоятельно формируют свою свободную сетку просмотра. Остаются менеджер и фрилансер/безработный/маргинал, которые работают исключительно в короткий отведенный промежуток времени. С 16 до 18. До этого они заняты кофе и просмотром подобного 2-3-минутного видео. Если условиться, что это имеет место, тогда да, интерес аудитории к такого рода видео увеличился, так как она вынуждена искать все новые способы времяпрепровождения, и чем длиннее и качественнее видеоролики, тем рабочий процесс протекает интереснее и незаметнее. Если такая модель не работает, то вряд ли можно говорить об изменении потребностей и вкусовых пристрастий. Музыкальные клипы как художественный кинематограф не новость и не откровение, эта индустрия началась еще в далекие 60-70-е годы XX в. в поисках новых выразительных средств, и получила развитие на ТВ в Европе и США (BBC, MTV). Понятно, что клипы производились задолго до существования группы «Ленинград». В кинематографе можно встретить более ранние примеры звуковых работ в оригинальном режиссерском оформлении.

Заказчики нашей студии – большие корпорации или государственные организации. Они серьезны и консервативны в своем выборе, даже сейчас, в непростое для современного зрителя время. Они производят визуальный контент, касающийся определенной задачи, будь то реклама или корпоративное видео. Можно похохмить. Привести ряд примеров, когда наш заказчик просит выступить в жанре вируса, но мы сами просим избегать подобного подхода, так как, с нашей точки зрения, эффект «настоящего вируса» невозможно запрограммировать. Что такое «настоящий вирус»? «Котики в стакане»? «Президент в качалке»? Группа бомжей на детской площадке? К такому видео не прикладывали руку маркетологи – оно народное. Можно ли «за рубль» вызвать подобный эффект? Возможно. Но талант никто не отменял.

В нашем портфолио можно встретить «вирусные» ролики: GTLK, AMF. Они стали «вирусными», если так можно сказать, сами по себе. Их просмотры выросли до миллионных масштабов без посева и раскрутки. Мы на это не рассчитывали. Мы сделали хорошую работу «чтобы перед вселенной было не стыдно». И зритель дал оценку самостоятельно. Работа побывала на всех возможных тематических фестивалях по всему миру от OFFF до BBC Norway в контексте «Современное искусство XXI в.».

Можно ли реакцию на GTLK или запрограммированный ивент назвать вирусом? Возможно. Как видео, раскрученное посредством бюджета, посева и купленных просмотров/комментов? Вопрос открыт для дискуссии и пока не получил окончательного ответа. Есть существенное непонимание между производителем контента и заказчиком в вопросе выбора жанра, темы, концепции, фабулы. Мы живем во времена невежества и непрофессионализма – потому все дозволено. Смешиваются понятия и определения. Если в ролике яркий запоминающийся сюжет или режиссерский ход, почему это непременно надо рассматривать как подобие вируса?

Соглашусь с коллегой Александром. Что такое хорошая режиссура? Субъективен ли выбор? Возможно, она есть, а возможно и нет. Сейчас рецензии именитых критиков заменил наш голос, это – лайк, шер, перепост, раньше – аналоговое обсуждение в майке-алкашке за граненым стаканчиком теплой «охоты», с резким запахом утробного перегара. Знаю достаточно людей, которые воспринимает феномен «Экспоната» как отрыжку со всех точек зрения – как видео, как арт-объект. Шнур провоцирует зрителя, и это программное па для получения вирус-эффекта. Результат есть, что говорит о правильном понимании настроений аудитории группы «Ленинград» и в стране в целом. Можно долго красить «кошку-фейк» и говорить, что она арт-объект, или хладнокровно производить пользующийся спросом информационный шум. Но результат оказался шире, чем планировал автор. Это и есть тот самый момент, когда талант актуализируется в нужное время и в нужном месте. Вирус это? Или профессионализм рыночного дельца, продающего беляши и сосиски в тесте? Отреагировали все – те, кому все равно, и те, кому интересна группа «Ленинград». Если результат налицо – работа выполнена. Качественно и хорошо. Моральный или культурологический аспект – вопрос иной, требующий отдельного обсуждения.

Если говорить о клипе «Ленинграда». Выстреливающие видео были и будут, влияние их на развитие индустрии мы сможем оценить позже, сравнивая различные пласты современной культуры. Среди наших друзей, работающих в индустрии музыки, есть те, кто после выхода данного клипа старается втиснуться в эту непростую нишу художественного/игрового клипа, разыгрывая местечковые капустники. Но так было всегда. Вероятно, не один и не сто музыкально настроенных граждан планеты эпохи клипов «Remember the time» или «Thriller» Майкла Джексона приступали к формированию визуального контента, надеясь на схожий результат.

ЗАПОЛНИТЬ БРИФ

Для более четкого определения целей, необходимо заполнить бриф (анкету) как можно подробнее. Это поможет увидеть максимально точную картину проекта, оперативно определить цены и сроки реализации.

Если по каким-либо позициям анкеты возникнут вопросы, пожалуйста, обратитесь к нам за разъяснениями. Мы гарантируем полную конфиденциальность представленной информации о вас и о вашей деятельности.